Мы в ответе за тех, кого приручили

Часто после таких нападений группы инициативных граждан берут дело в свои руки и расправляются с обидчиками своих близких людей. Собак травят и отстреливают, зачастую прямо во дворах на глазах у гуляющих детей. От отравы, рассыпаемой дог-хантерами, часто гибнут и домашние питомцы, которые в момент пониженной бдительности хозяев, и съедают замаскированный яд. В итоге ситуация превращается в конфликт, в который втянуты сразу несколько сторон, защитники животных, защитники людей от нападок бродячих свор и владельцы домашних питомцев. Примечательно, что каждая из сторон действует во имя блага своих подзащитных. Вот уж во истину ситуация, когда благими намерениями выстлана дорога в ад.

Как же разорвать этот порочный круг и вырваться из этого ада. Многие кивают в сторону государства, что, мол, забота о братьях наших меньших полностью должна лежать на его плечах. Государство помогает. На каждую отловленную собаку выделяется 12 тысяч рублей, предназначенные для стерилизации, чипирования и лечения собаки, в случае необходимости. На содержание каждой бродячей собаки требуется в среднем 100 рублей в день. Ежегодно в России отлавливаются 400 000 особей в год. Совокупные расходы на них составят около пяти миллиардов. Эти деньги есть. Минприроды их получает, но расходует крайне не эффективно. Это ведомство возглавило топ министерств, неэффективно расходующих собственные средства.

Однако пенять только на государство нельзя. На местах люди занимаются обычным бизнесом по отлову бродячих собак и организации питомников. Получая положенные 12 тысяч рублей, собаки запираются в огороженные общие вольеры, где содержатся со всеми возможными нарушениями, фактически погибая от голода. А владельцы приютов при этом получают деньги на их содержание. Власти могут закрывать глаза на судьбу четвероногих, потому что обеспеченность приютами в нашей стране составляет всего 23%, а отчитываться перед вышестоящим руководством нужно и показатели выполнять тоже. А зоозащитники и волонтеры, работающие в таких приютах, постоянно бьют в набат, сокрушаясь жизнью бедных четвероногих.

Тем временем собаки продолжают оказываться на улицах и в голодное время нападать на людей.

Частичным решением проблемы может стать усиление контроля за питомцами, которых приручает человек. Ведь своры пополняются из двух источников, естественное воспроизводство, частично контролируемое стерилизацией за счет бюджета, и выбрасываемые на улицу питомцы.

Люди, наигравшиеся с собаками, часто попросту их бросают на улице на произвол судьбы, не заботясь о том, в кого может превратиться некогда верный друг бойцовской породы.

Перекрыть этот источник пополнения бродячих свор вполне по силам законодателям. Ужесточение учета домашних животных, ежегодное обязательное обследование у ветеринара, отчет о судьбе питомца, и введение административной или уголовной ответственности за умышленное оставление собаки или кошки. Возможно, введение пожизненного обязательного иждивения для владельцев собак поможет решить и проблему со строительством приютов по всей стране.

Ситуации в жизни бывают разные, но нужно помнить об ответственности за тех, кого мы приручаем, и если возникает действительно уважительная причина, чтобы расстаться с собакой, хозяина нужно обязать выплачивать ежемесячное содержание бывшего питомца в приюте, вплоть до нахождения ему нового хозяина. Такое иждивение должно стоять на одной полке в порядке взыскания с алиментами на детей.

Возможно, только такое кардинальное изменение подхода к ответственности владения домашними животными подвигнет граждан тщательно обдумывать решение о введении в семью четвероногого друга, и исчерпает источник пополнения бродячих агрессивных свор.

Разумеется, реализация красивых теоретических выкладок на практике требует огромной работы, но, необходимо помнить, что на кону стоят не только судьбы мохнатых и четвероногих, но и жизни людей, на которых нападают озлобившиеся и преданные друзья человека.

Александр Иванов